Авиакеросин — описание, получение, применение, характеристики | ТДХИМ - оптовые поставки нефтепродуктов, химической и полимерной продукции

Авиакеросин — углеводородное горючее для летательных аппаратов, с воздушно-реактивным двигателем.

Марки и получение авиакеросина

Авиатоплива вырабатывают для самолетов и вертолетов дозвуковой авиации по ГОСТ 10227-86,  для сверхзвуковой авиации по ГОСТ 12308-89. Для дозвуковой авиации существуют пять марок топлива (ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ), для сверхзвуковой — две (Т-6 и Т-8В). Массовыми авиатопливами в настоящее время являются топлива ТС-1 (высшего и первого сортов) и топливо РТ(высшего сорта).

Авиатопливо ТС-1

Получают возгонкой сернистых нефтей (целевая фракция — 140—280 °C). При высоком содержании  серы и меркаптанов проводят гидроочистку, после чего используют в смеси с прямогонной фракцией. Содержание гидроочищенного компонента топлива ограничивают концентрацией 70 % для предотвращения снижения противоизносных свойств авиатоплива. Это наиболее распространенный вид авиакеросина для дозвуковой авиации. Используется как в военной, так и в гражданской технике.

Топливо Т-1

Получают перегонкой малосернистых нефтей нафтенового основания с пределами выкипания 130—280 °C. Данное топливо содержит большое количество нафтеновых кислот, из-за чего имеет высокую кислотность, поэтому ее подвергают защелачиванию с последующей водной промывкой. Гетероатомные нафтеновые соединения, содержащиеся в данном топливе, обеспечивают хорошие противоизносные свойства и химическую стабильность, с другой стороны, топливо имеет очень низкую термоокислительную стабильность. Практика показала, что при использовании этого горючего в двигателях НК-8  ТУ-154 и ИЛ-62 появляются повышенные смолистые отложения, из-за чего срок службы двигателей значительно сокращается. В настоящее время данное  топливо выпускают только первого сорта и очень ограниченно. Сырьем для производства могут служить дефицитные сорта нефти с минимальным содержание серы.

Топливо Т-2

Продукт возгонки нефти широкого фракционного состава — 60-280 °C. Топливо содержит до 40 % бензиновых фракций, что приводит к высокому давлению насыщенных паров, низкой вязкости и плотности. Повышенное давление насыщенных паров приводит к  образованию паровых пробок в топливной системе самолета, что ограничивает высоту его полета.  Данный вид топлива не производится.

Топливо РТ (в наличии)

Топливо РТ получают гидроочисткой прямогонных керосиновых фракций с пределами выкипания 135—280 °C. В результате  снижается содержание серы и меркаптанов, но также ухудшаются противоизносные свойства и химическая стабильность. Для улучшения характеристик  в топливо вводят противоизносные и антиокислительные присадки. Топливо РТ  соответствует международным нормам и стандартам, превосходя их по отдельным показателям. Топливо РТ  имеет хорошие противоизносные свойства, высокую химическую и термоокислительную стабильность, низкое содержание серы и отсутствие меркаптанов. Топливо может храниться до 10 лет и полностью обеспечивает ресурс работы авиадвигателя.

Топливо Т-6

Получают путем глубокого гидрирования прямогонных фракции 195—315 °C, нафтеновых нефтей. Используется в сверхзвуковой авиации в основном военной авиацией.

Топливо Т-8В

Представляет собой гидроочищенную фракцию с пределами выкипания 165—280 °C. В случае нафтеновых малосернистых нефтей, допускается использовать прямогонную фракцию без гидроочистки. Используется в сверхзвуковой авиации в основном военной авиацией.

Присадки к авиатопливу

Антистатическая

При заправке и перекачке топлива существует вероятность воспламенения и взрыва горючего, вследствие накопления статического электричества. Для борьбы с этим опасным явлением, в топливо добавляют антистатические присадки. В России добавляют в топлива ТС-1, Т-2, РТ и Т-6 в количестве до 0,0005 % присадку Сигбол (ТУ 38.101741-78). Зарубежные аналоги ASA-3 (Shell) и Stadis-450 (Innospec)

Противоводокристаллизационная

При  пятичасовом  полете температура в баке снижается до −35 °C, максимально  до −45 °C. При данных  температурах из топлива выпадают кристаллы льда и забиваются  в топливные фильтры, что может привести к закупориванию топливопровода и прекращению подачи топлива. При содержании воды 0,002 % (масс.)  забиваются топливные фильтры с диаметром пор 12-16 мкм. Для борьбы с опасным явлением  и предотвращения выпадения кристаллов льда из топлива при низких температурах в топливо вводят противоводокристаллизационные присадки. В качестве таких присадок широко используют «жидкость И» по ГОСТ 8313-88, тетрагидрофуран (ТГФ)по ГОСТ 17477-86 и их 50%-е смеси с метанолом (присадки И-М, ТГФ-М). Присадки могут добавляться практически в любое авиатопливо.

Антиокислительная присадка

Вводятся в авиатоплива (РТ, Т-6, Т-8В) для  улучшения химической стабильности. В РФ используют присадку Агидол-1 (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол) по ТУ 38.5901237-90 в концентрации 0,003-0,004 %. Присадка почти полностью предотвращает окисление топлива, в том числе при  температурах (до 150 °C).

Противоизносная присадка

Вводится в те же топлива, что и антиокислительная присадка, уменьшает износ двигателя. В РФ используют присадку Сигбол и композицию присадок Сигбол и ПМАМ-2 ( ТУ 601407-69). Для авиатоплив РТ часто используется присадка «К» (ГОСТ 13302-77), которая по эффективности соответствует присадке Сигбол, а также, зарубежные присадки Хайтек-580 фирмы «Этил»

Оставить комментарий