Группа Б13 | |
М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т |
|
|
|
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ
Технические условия Diesel fuel. Specifications |
ГОСТ 305-82 |
ОКП 02 5102 (Измененная редакция, Изм. № 8, действует с 01.03.2012). |
|
Дата введения 01.01.83 |
Марка топлива | ОКП для топлива | |
вид I | вид II | |
Л | 02 5131 | 02 5153 |
З | 02 5132 | 02 5152 |
А | 02 5133 | 02 5151 |
Примечание — При поставке дизельного топлива для судовой техники код ОКП — 02 5134 |
(Измененная редакция, Изм. № 6).
1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 — массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А — массовая доля серы.
П р и м е р ы у с л о в н о г о о б о з н а ч е н и я |
||||||||
Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %) и температурой вспышки 40 °С: | ||||||||
Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 | Топливо дизельное Л-0,05-40 ГОСТ 305-82 | Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %) и температурой застывания минус 35 °С: | Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82 | Топливо дизельное 3-0,05 минус 35 ГОСТ 305-82 | Топливо арктическое с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %): | Топливо дизельное А-0,2 ГОСТ 305-82 | Топливо дизельное А-0,05 ГОСТ 305-82 | Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4, 6,8). |
2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ |
2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке. 2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2. |
Таблица 2 |
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | ||
Л | З | А | ||
1. Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 | По ГОСТ Р 52709* или ГОСТ 3122 |
2. Фракционный состав: | По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177 | |||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 280 | 280 | 255 | |
95 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 360 | 360 | 330 | |
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | По ГОСТ 33 |
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: | По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта | |||
умеренной | -10 | -35 | — | |
холодной | -45 | 55 | ||
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: | По ГОСТ 5066 (второй метод) | |||
умеренной | -5 | -25 | — | |
холодной | -35 | |||
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356 | |||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 | 40 | 35 | |
для дизелей общего назначения | 40 | 40 | 30 | |
7. Массовая доля серы, %, не более | По ГОСТ 51947 или ГОСТ 19121 | |||
вида I | 0,20 | |||
вида II | 0,05 | |||
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 | По ГОСТ 17323 |
9. Содержание сероводорода | Отсутствие | По ГОСТ 17323 | ||
10. Испытание на медной пластинке | Выдерживает | По ГОСТ 6321 | ||
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | ||
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более | 40 | 30 | 30 | По ГОСТ 8489 |
13. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более | 5 | 5 | 5 | По ГОСТ 5985 |
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 6 | 6 | 6 | По ГОСТ 2070 |
15. Зольность, %, не более | 0,1 | 0,1 | 0,1 | По ГОСТ 1401 |
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более | 0,2 | 0,3 | 0,3 | По ГОСТ 19932 |
17. Коэффициент фильтруемости, не более | 3 | 3 | 3 | По ГОСТ 19006 |
18. Содержание механических примесей | Отсутствие | По ГОСТ 6370 | ||
19. Содержание воды | То же | По ГОСТ 2477 | ||
20. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 860 | 840 | 830 | По ГОСТ 3900 |
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше, для климатической зоны | По ГОСТ 22254 | |||
-умеренной | Минус 5 | Минус 25 | — | |
-холодной | — | Минус 35 | Минус 45 |
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 «Топливо дизельное. Определение цетанового числа».
(Поправка ИУС 10-2007). П р и м е ч а н и я : 1. Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З с температурой застывания минус 45°С и цетановым числом не менее 40 только для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции. (Измененная редакция, Изм. № 6).ы 2. Топливо марки 3 с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С. 3. Дизельное топлива вида II с массовой долей серы не более 0,05% вырабатывается и поставляется до 31.12.2012, при этом смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60°С) по ГОСТ Р ИСО 12156-I должна быть не более 460мкм.(Измененная редакция, Изм. № 8, действует с 01.03.2012) (Измененная редакция, Изм. № 6). 4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки 3 (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С. 5. Для дизельных топлив марок 3 и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3 топлива. 6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива. 7. Дизельное топливо марок Л, 3, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже: массовая доля серы, %, не более — 0,2; концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более — 25; йодное число, г йода на 100 г топлива, не более — 5; зольность, %, не более — 0,008; коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок 3 и А 0,10; коэффициент фильтруемости, не более — 2. 8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше О °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта — отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С. 9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок 3 и А — не более 860 кг/м3. 10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт. При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемоеT по ГОСТ 22254. 11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %. 12. Для дизельного топлива марки K? вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость (2,0-6,0) мм2/c. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5). |
2.3. Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества метки. 2.4. Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки. (Добавлено, Изм. № 6). |
*[05.04.12] — дата проверки актуальности ГОСТа администратором
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива, сопровождаемое паспортом.
Паспорт продукции должен соответствовать требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным Правительством При реализации продукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспорт продукции, наименование продукции и её целевое назначение; информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция; наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение номер партии продукции, поставленной для реализации; массу нетто продукции в таре; сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или отсутствие присадок; знаки опасности продукции в соотвтетствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, сведения о сертификате соответствия или декларации соотвтетствия; сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции. Изготовитель (продавец) дизельного топлива, поступающего на реализацию, обязан в информационных материалах, размещенных в (Изменен, Изм. № 6). В паспорте на продукцию изготовитель (или) продавец дизельного топлива после обозначения марки дизельного топлива с массовой долей серы 0,05 % в соответствии с ГОСТ Р 54283 указывает «(ДТ-2)».(Измененная редакция, Изм. № 8, действует с 01.03.2012) 4.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517. 4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. 4.4. (Исключен, Изм. № 6). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы — 2 дм3топлива. 5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 °С.
5.3. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества топлива устанавливается метод, указанный в таблице 2 первым. (Добавлен, Изм. № 6). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива — по ГОСТ 1510.
(Измененная редакция, Изм. № 4,6). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива — 5 лет со дня изготовления. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По материалам издания «Нефтяные продукты. Топлива. Технические условия. Издание официальное.» Москва, ИПК Издательство стандартов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ 305-82 на портале |