Так как во второй половине XIX в химическая промышленность России была представлена небольшими предприятиями, поэтому инженеры, которые на них работали, должны были знать не только химические процессы, но и быть достаточно подготовленными к решению механических, теплотехнических и даже строительных проблем. В связи с этими обстоятельствами в учебных планах для химиков-технологов весомой составляющей были механико-инженерные предметы. Например, данные о структуре учебного плана Санкт-Петербургского технологического института в 1878 году свидетельствуют, что количество дисциплин, которые изучали химики, была — 31, механики — 32. Согласно общей программы обучения, 21 дисциплину студенты изучали вместе. На V курсе они выполняли дипломное проектирование и работали в мастерских, лабораториях и на предприятиях. В этот период деления на специальности в подготовке химиков-технологов практически не было. Студенты знакомились с рядом химико-технологических курсов, в первую очередь, с курсом технологии минеральных веществ. Этот курс начал преподавать в институте профессор А. К. Крупский, который с 1871 года руководил специальной лабораторией (кафедрой) технологии минеральных веществ. Создание кафедры было связано с заметным развитием в России па то время основной химической промышленности. Так например, в 1870 году серная кислота производилась уже на 32 заводах. Созданный А. К. Крупским курс учебной дисциплины «Технология минеральных веществ» по своему содержанию и структуре был заметным явлением для своего времени. В программу курса входило четыре раздела:
-производство серной и других кислот;
-производство щелочей;
-производство хлора;
-производство солей. Кафедра, которой руководил А. К. Крупский, в течение 40 лет играло большую роль как в подготовке кадров, так и в развертывании научных исследований, которые позволили последующим поколениям химиков создать самостоятельные теории по химической технологии и процессов и аппаратов. К моменту 50 лет Санкт-Петербургского технологического института подготовка технологов, в частности неорганической химии была начата также в Рижском технологическом институте и Московском высшем техническом училище.
Но потребность промышленности в квалифицированных специалистах с годами росла, потому что в конце XIX в. в России действовало около тысячи химических заводов, испытывать недостаток инженеров-технологов. В связи с потребностями промышленности в последней четверти XIX в. Подготовку химиков-технологов начали в новых высших технических заведениях — Харьковском технологическом институте (с 1885) и Киевском политехническом институте (с 1898 г), Томском технологическом институте (с 1900 г.).
Во всех высших заведениях России, которые готовили в 1899 году инженеров-химиков, контингент студентов достигал 850, а общий выпуск инженеров-технологов перед 1917 годом — 200 или 250 специалистов в год.
Таким образом, создание системы технического образования позволило организовать достаточно эффективную подготовку инженеров по технологии неорганических веществ.
Этому способствовала большая плеяда ученых-неоргаников, которые работалли в различных учебных заведениях на кафедрах химии:
— Санкт-Петербургский институт — А. К. Крупский, Л. Ф. Фокин, И. И. Андреев, Г. И. Гэс;
— Рижский политехнический институт — П. И. Вальден, В. Освальд, К. К. Бляхер, Е. В. Брицке;
-Киевский политехнический институт — М. И. Коновалов, Л.В. Писаржевский, В. В. Тимофеев, С. Н. Реформатский, В. А. Плотников.
— Харьковский технологический институт — А. Гемилиан, И. П. Осипов. Е. И. Орлов, И. Е. Ададуров.
Если перед российскими университетами в первые десятилетия их существования были основными задачами популяризация и пропаганда естественных знаний, то с появлением высших технических заведений с середины XIX в. началась не только подготовка специалистов на потребность производств, но и заметно вырос уровень научных исследований в области неорганической химии. Непосредственная связь формированиея научно-исследовательских направлений с деятельностью кафедр технологии неорганических веществ четко прослеживается на примере развития химического производства.
Так например, на кафедре Санкт-Петербургского технологического института разработана технология изготовления хромпика из уральского хромита. Исследования на этой же кафедре способствовали И. И. Андрееву, М. И. Кулепетову в создании в России производства азотной кислоты путем контактного окисления аммиака. Построенный на территории Украины в Юзовке в 1917 году первый завод получения азотной кислоты по своим техническим решениям был тогда более совершенным, чем заводы Германии, Бельгии, Норвегии. Здесь под руководством академика Д. П. Коновалова были выполнены работы, которые привели к организации новых производств в стране: производства хлорида аммония и бикарбоната натрия.